Почему так жесток снег Выходят «Замёрзшие» — сериал о маньяке и о том, что мороз убивает. Это стриминговый дебют одного из главных психологов жестокости российского кино Адильхана Ержанова — получилось холодно, но в этом и смысл

1 декабря на «Иви» выходит сериал «Замёрзшие», рассказывающий о поисках маньяка в маленьком карельском городе. Его снял Адильхан Ержанов — один из главных казахских режиссеров и регулярный участник кинофестивалей в Каннах и Венеции. «Четвёртая стена» рассказывает, каким вышел его дебютный опыт работы со стриминговыми платформами и как Ержанов продолжает развивать тему жестокости в своем творчестве.
В северном городке Костомукша живёт следователь Евгений Руднев (Артём Быстров). За год он закрывает столько дел, что стеллажи в архиве ломятся от документов. Но однажды Руднева вызывают на место преступления, которое меняет его жизнь. На выезде из города полиция обнаружила обледенелое тело обнажённой женщины — жены Евгения. Она погибла при странных обстоятельствах: смерть наступила от переохлаждения, но перед этим кто-то вколол жертве парализующий яд. Теперь следователь намерен найти маньяка и отомстить любыми, даже самыми бесчеловечными способами.

Нет лучшего места для авторского кино, чем российская глубинка. Чем дальше от столицы, тем лучше. В изоляции от внешнего мира сильнее сгущаются краски и проявляются пороки человечества. «Замёрзшие» — очередной тому пример, но сильнее всего отличился именно главный герой. Хотя, похоже, стоит говорить о нём с приставкой «анти». Тех, кого Руднев еще не успел посадить за решетку, он жёстко отпинает ногами без веских причин. Тех, чьё доверие еще не потерял, разочаровывает беспринципностью. Он в Костомукше и закон, и беззаконие — поэтому сопереживание его беде граничит с раздражением, и это добавляет персонажу объёма.
По словам режиссёра Адильхана Ержанова, для него ценность «Замёрзших» в том, что это история про разрушение личности и возрождение человека. К психологии гнева и жестокости постановщик из Казахстана относится почти с исследовательским интересом. События многих его предыдущих фильмов разворачиваются в вымышленном ауле Каратас, где царят насилие и криминал. В «Чёрном, чёрном человеке» орудует серийный убийца; в «Штурме» группа неизвестных с автоматами захватывает школу; а в «Голиафе» безжалостный бандит держит в страхе всё село. Хотя до «Замёрзших» Ержанов не работал с сериалами и мрачным российским сеттингом, приправленным элементами скандинавского нуара, чувствует он себя на этой территории вполне уверенно. Остросюжетное повествование в сплетении со сложными взаимоотношениями действующих лиц порождает напряжение и всецело захватывает внимание.

Авторам сериала удалось создать многогранные образы и собрать отличный каст. Компанию Артёму Быстрову составила Лена Тронина («Happy End», «Аврора»). Она играет Марию — напарницу главного героя, которая, в отличие от него, хочет добиться правды честными методами. Маша с головой погружается в расследование: пока Руднев выплёскивает свою ярость на местном мафиози, она ищет возможного убийцу среди тех, кого следователь в прошлом отправил за решетку. На фоне зимних пейзажей героиня напоминает Герду из сказки Ганса Христиана Андерсена. Маша с бесстрашием смотрит в лицо опасности и очень предана своему начальнику с холодным сердцем, поэтому готова простить ему многое.
Проникается трагедией Руднева и работник похоронного бюро Митя, роль которого исполнил Владимир Канухин. После обаятельного предпринимателя в «Миллионере из Балашихи» и демона-тиктокера из «Конца света» в амплуа жуткого одиночки он смотрится крайне убедительно. Вероятно, в ближайшие годы Канухин станет одним из самых востребованных молодых актёров в нашей стране, а «Замёрзшие» только помогут в этом. Отрешённый от мира Митя страдает галлюцинациями — это последствия давней травмы. При этом многое сближает парня с Рудневым. Например, у него тоже есть свои понятия о справедливости, которые не вписываются ни в один моральный кодекс.

«Замёрзшие» сделаны в лучших традициях триллеров, на которых Ержанов уже успел набить руку. История захватывает, а от распутывания странных убийств и леденящего душу саундтрека тревога только нарастает. Авторы сериала представили безупречный визуал, но главный акцент они всё-таки сделали на многослойных характерах. Потому среди снежных ландшафтов и зарева северного сияния так пронзительно вскрываются все червоточины души и последствия детских травм. Становится очевидно: не так страшен холод, как отсутствие человеческого тепла.