Сейчас вы читаете
Миллионер из черкесских трущоб Выходит дебютный фильм Руслана Братова «Экспресс». Это комедийная драма о том, как парень выигрывает деньги на ставке, но тут же их теряет. Критики говорят, что это лучший российский фильм года, но зрители пока принимают картину холодно

Миллионер из черкесских трущоб Выходит дебютный фильм Руслана Братова «Экспресс». Это комедийная драма о том, как парень выигрывает деньги на ставке, но тут же их теряет. Критики говорят, что это лучший российский фильм года, но зрители пока принимают картину холодно

Shares

В широкий прокат вышел дебютный полнометражный фильм Руслана Братова «Экспресс». Критики называют картину «лучшим российским фильмом года» — кинолента стала обладателем главного приза фестиваля «Окно в Европу». При этом зрительская оценка дебюта Братова на Кинопоиске составила только 6,7. «Четвёртая стена» рассказывает, как режиссёр создаёт чеховский мир глупцов и чудаков, который всё-таки должен очаровать зрителя.

Главный герой фильма Саша Сосланов, или просто Сос, плывёт по течению размеренной жизни на фоне черкесских гор. Привычной ход жизни героя рушится, когда его отчисляют из вуза, выселяют из общежития, а возлюбленная-преподавательница Нина уезжает из города. Но Соса беспокоит только одно: «доедет» ли экспресс — букмекерская ставка, которую он удачно поставил по паспорту случайного прохожего. Правда, на следующее утро герой обнаруживает, что клубная карта с выигрышем пропала вместе с другом Серым. У Соса есть три дня, чтобы найти обоих и обналичить миллион. 

«Экспресс» — Экспонента

Действие фильма разворачивается в родном городе режиссера — Черкесске. Бедные индустриальные пейзажи в сочетании с природой южного региона создают небрежный фон для истории авантюрного героя. Пространство заставляет невольно сравнить фильм Братова с работами учеников Сокурова, которые традиционно отдают предпочтение местности Кабардино-Балкарии. В их фильмах мы привыкли видеть юг России фоном для тяжёлой драмы и конфликтов, но Братов отходит от этой условности. Если в медово-тёплом «Мама, я дома» Битокова-младшего зритель проникается материнским горем героини Раппопорт, то «Экспресс», напротив, кажется даже легкой и смешной комедией. Всё-таки кино Братова игровое, но оно не приукрашивает действительность, а документирует её.

-> В нашем подкасте рассказывали о «Мама, я дома» Битокова-младшего. Это фильм, где мать ищет сына, который то ли погиб, то ли потерялся на войне

Кажется, герои картины не играют роли, а проживают на экране свой обычный день: они чудят, обмениваются странными словечками, несмешными шутками и анекдотами. Возможно, такая правдоподобность достигается концентрацией в кадре дебютантов и малоизвестных актёров. Самое узнаваемое лицо здесь — Павел Ворожцов («Родком», «Родные» и «Эпидемия»). Главная роль досталась дебютанту Льву Зулькарнаеву,  но его сложно назвать неопытным. Есть у этого актёра природный артистизм и «пацанская» притягательность, которые и делают его героя Соса — бездельника и авантюриста — достаточно привлекательным. В целом, все актеры, кого бы они не играли, будь то случайный прохожий на рынке, старый знакомый с холодильником или спящая пассажирка такси, одновременно напоминают чеховских героев-недотёп — чудаков и глупцов, но со своей особой притягательностью.

«Экспресс» — Экспонента

Так чудаковатый главный герой достаёт ежика из открытого люка, а в финале фильма камера опускается в бездну того же канализационного отверстия. Отсчёт матчей, на результаты которых ставил Сос, и сообщения от букмекерской конторы составляют формальный «скелет» фильма. Восемь судьбоносных для Соса матчей проходят за три дня – их ход периодически показывают на экране. В таком темпе событий сообщения о выигрыше, кажется, теряют свою значимость в глазах зрителя: герой получает их несколько раз в день и прочитывает невзначай, засыпая на скамейке во дворе. 

И вроде в фильме всё сложилось хорошо: стилистика, сюжет, колорит. Только центр всей этой истории, Сос, остался загадкой. Дорожит ли он отношениями с Ниной? Если да, то почему ничего не предпринял, когда она уезжала? Какую роль она играет в истории? Для чего Сосланову деньги от экспресса? О чём мечтает? К чему стремится? На протяжении фильма он только обещает поделиться выигрышем со знакомыми, но ни разу не говорит о своих планах и желаниях. Может, ему и не нужны эти деньги? С «Экспрессом» вопросов и поводов для размышления слишком много.

«Экспресс» — Экспонента

В фильме зритель будто заглядывает в приоткрытую дверь и тихо наблюдает за жизнью парня Соса и его окружения. Он может не до конца понимать, что происходит в фильме и зачем всё это нужно его героям, но в этом, наверное, и заключается магия «Экспресса». Режиссёр не берется объяснять вселенские смыслы, но показывает жизнь такой, какая она есть: с глупыми мечтами,  нелепыми ситуациями, ложными представлениями и ошибками. И главная тема фильма — не погоня за миллионами, а иллюстрация быта коренной России. 

Pros
Cons

© 2022 Четвертая стена. Все права сохранены

Обратно наверх