Женщины отбивные и отбивающиеся На Амедиатеке вышел «Дом дракона» — приквел «Игры престолов». В нём всё так же много эротических сцен, за которые зрители критиковали оригинальный сериал. Объясняем, почему секс на экране на самом деле важен в борьбе с женоненавистничеством (неожиданно!)

Создатели «Игры Престолов» выпустили первые эпизоды сериала-приквела «Дом Дракона». В нём поклонники увидят все характерные черты оригинальной франшизы: драконы, дворцовые интриги и, конечно же, эротика. «Четвёртая стена» рассказывает, стоит ли критиковать сериал за «голый» подход, и почему объективизация женщин в сериале должна радовать, а не злить.
«Дом дракона» — масштабный приквел канала HBO, основанный на романе Джорджа Р. Р. Мартина «Огонь и кровь». В нём рассказывается история Дома Таргариенов в эпоху задолго до событий «Игры престолов» — а именно, за 172 года до смерти Безумного короля и рождения Дейнерис Таргариен. Перед зрителем разворачивается жизнь королевской семьи во время разрушительной междоусобной войны, известной как «Танец драконов» (в то время этих огнедышащих зверей было больше в истории Вестероса — Прим. авт.). Во время этого конфликта множество Таргариенов сражались за Железный трон.
Жизнь за 172 года до «Игры престолов» выглядит знакомо: города и дворцы пыльного цвета, люстры, напоминающие костры, правящие семьи с жуткими кудрявыми головами, случайные оргии и, конечно же, кризис преемственности. HBO даёт зрителю возможность вновь наслаждаться часами хитрых дворцовых интриг и грандиозных сражений на драконах.

«Дом Дракона» не уступает «Игре Престолов» по привлечению актуальной социальной повестки, например феминизма. Юная дочь короля, чрезвычайно похожая на Дейнерис Рейнира Таргариен (Милли Олкок) становится наследницей трона и сталкивается с полным неприятием её кандидатуры со стороны народа и даже приближенных советников. Все ожидали увидеть на троне другого кандидата — мужчину (!) по имени Деймон (Мэтт Смит).
Спорить с историей и грустной правдой древних времён бессмысленно — перед нами эпоха (хоть и в вымышленном мире, но всё же), где патриархальный уклад жизни был непоколебим и неоспорим. Это было нормой, и в это верили. С другой стороны, почему нам это показывают, и зачем вообще за этим наблюдать?

Сексуальная объективация и насилие в отношении женщин отражают общий уровень жестокости Вестероса. На это обратили внимание зарубежные медиа: The New York Times, New Yorker, Vogue, Conversation и другие. «Игру» в этом контексте критиковали не только журналисты и эксперты, но и сами актёры сериала. Джемма Уилан, которая сыграла Яру Грейджой, рассказывала, что могла получить от режиссёра указания в стиле: «Кусай её за грудь, ударь по заднице и вперёд!» Не хочется спорить с тем, что франшиза перенасыщена жестокостью, — это факт. Правда, убирать её тоже не стоит.
То, что зритель видит на экране, — гротескная и гиперболизированная версия того, как может функционировать патриархальная парадигма. Сказать, что создатели «Дома Дракона» исключили «мужской взгляд» нельзя, потому что они выбрали более хитрый и эффективный путь репрезентации проблемы. Сериал не диктует зрителю, как надо жить, — он показывает, что происходило в реалиях жизни до нас. Когда на женщину смотрели как на слабый пол, а поле битвы становилось родильной палатой.

Зрители видят, как женщин бьют, как их насилуют и продают, как ими пренебрегают. Но в конце «Игры престолов» одна из таких женщин садится на Железный Трон. История не про то, что мужчины априори есть зло, и их нужно ставить на место. Она рассказывает, какой силой характера обладают женщины, и с каким трудом они могут это реализовать.
Сейчас во многих сериалах мотивы откровенного содержания и гендерного насилия становятся основой повествования: секс начал формировать тематику. При этом шоураннеры должны ориентироваться в пространстве между изучением женоненавистничества и превращением его в развлечение. Сюжет «Дома Дракона» отлично позволяет узнавать и изучать условия проблемы, а не наслаждаться ей. HBO копает вглубь сознания своих героев, и зритель не остаётся равнодушным к их проблемам. Это гораздо лучшее решение, чем кричать о том, какой «мужской взгляд» плохой.
«Очень часто кто-то узнаёт об интимности через то, что он видит. Это средство, с помощью которого мы развлекаем самих себя, но в то же время возвращаем нашу человечность. Люди думают, что им стоит стремиться к этому [тому, что показано на экране]», — рассказывает Ита О’Брайен. Её профессия — координатор интимности. Она продумывает, как выглядит эротика на экране. К «Дому дракона» Ита О’Брайен не имеет никакого отношения, но её мнение кажется важным. «Когда интимная сцена выглядит нереалистично, то это формирует настоящий раскол в сознании. Люди начинают думать, что они должны быть другими, у них меняется понятие нормального».

Действительно, ведь увидев на экране насилие, здоровый человек не захочет повторить его. Он будет в силах проанализировать увиденное и сделать вывод, что «нормально», а что — нет. Статус «Игры престолов» как одного из самых жестоких сериалов уже означает, что зрители осознают ужас насилия на экране. А это уже первый шаг к избавлению от него.
Мы живём в мире с чудовищным уровнем гендерного насилия, где женоненавистничество и женская объективация — всё ещё обычная часть жизни. Один из способов заставить людей задуматься о нормальности какого-либо паттернов через репрезентацию, повествование, характер и стиль — подчеркнуть их искусственность. Это напоминает нам о том, что визуальный язык — не нейтральная зона. Создатели «Дома Дракона» явно хотят разобраться в хитросплетениях гендера и власти в крайне патриархальном обществе, и хочется верить, что они продолжат в том же духе.