Сейчас вы читаете
Капитализм, экоактивизм и детская проституция Какие скрытые смыслы есть в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками»

Капитализм, экоактивизм и детская проституция Какие скрытые смыслы есть в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесённые призраками»

Shares

Аниме невозможно представить без японского режиссёра-аниматора, мангаки (художник манги — Прим. ред.) Хаяо Миядзаки, в репертуаре которого более двадцати мультфильмов и сериалов. «Четвёртая стена» вспоминает его культовый мультфильм «Унесённые призраками» и разбирает все загадки этого аниме.

Анимационные кинокартины Хаяо рассчитаны не только на детскую, но и на взрослую аудиторию. «Хороший детский фильм нужно снимать с расчётом на взрослых», — говорил режиссёр. Каждый мультфильм Миядзаки — это отдельный целостный мир со своими правилами, идеями и философией. 

Не у всех кинокартин Миядзаки счастливый финал, за счёт чего истории близки к реальности. В этих сюжетах часто нет ни конкретного злодея, цель которого — захватить власть и править миром, ни настоящего героя, который спасает других от подлости и коварства. Миядзаки считает, что такое построение сюжета — устаревшее и совершенно нереалистичное, отрицая однозначность чёрно-белого мышления как в мультфильмах, так и в жизни. 

Миры Миядзаки — это череда символов, скрытых замыслов, аллегорий и метафор. За каждым персонажем, образом, пейзажем и другими составляющими мультфильмов японского режиссёра скрывается символическая подоплёка, не всегда понятная даже к концу просмотра. За «детскими» работами автора часто стоят японские духовные и религиозные традиции, ритуалы «очищения», массовые отравления в Японии и другие образы из реальной жизни. 

«Унесённые призраками» — полнометражный аниме-фильм, снятый студией «Гибли» в 2001 году. Мультфильм впечатлил кинокритиков и зрителей по всему миру и стал самым успешным в японской истории, с кассовыми сборами около 275 млн. долларов. Он также принёс Миядзаки его первый «Оскар» в номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм» в 2003 году.

Краткий разбор сюжета и символическое начало

История повествует о маленькой девочке Тихиро, которая вместе с родителями переезжает в новый дом. Заблудившись, семья попадает в незнакомый пустынный город, где их ожидает огромный пир. Недолго думая, родители Тихиро набрасываются на всевозможные яства, после чего превращаются в свиней, попав в плен к злой колдунье Юбабе — повелительнице древних богов и великих духов. Маленькая Тихиро оказывается в новом, потустороннем мире, и должна спасти своих родителей любой ценой.

О скрытых смыслах этого мультфильма Миядзаки в основном умалчивает: несмотря на огромное количество вопросов, режиссёр чаще лишь улыбается в ответ. Поэтому многим экспертам и кинокритикам остаётся только многозначительно пожимать плечами и пытаться строить собственные догадки о спорных моментах в сюжете.

Эксплуатация детского труда в мультфильме

Трактовка одного из символических замыслов кинокартины включает активную эксплуатацию детского труда в Японии. Если отбросить призраков и потусторонний мир, в истории остаются Тихиро и её родители, которые вместо того, чтобы присматривать за ней и прислушиваться к её советам, с головой погружаются в шикарную трапезу, преподнесённую свыше. В итоге для того, чтобы спасти родителей, Тихиро должна драить полы купален для богатых господ и всячески прислуживать Юбабе. Тяжёлый труд ребёнка ведьма использует в своих целях и спокойно манипулировает девочкой, угрожая расправой над её родителями. 

Некоторые любители творчества Миядзаки не оценили подобную трактовку. Они считают, что глупо подозревать Хаяо в создании таких скрытых смыслов, потому что более открытого и откровенного аниме-художника найти практически невозможно. И если бы Миядзаки действительно хотел рассказать о незаконной эксплуатации детского труда в Японии, он сделал бы это напрямую. Однако за счёт того, что все кинокартины японского режиссёра полны загадочности и волшебства, простор для воображения зрителей становится практически безграничным.

Капитализм и значимость памяти 

Еще одна версия гласит, что огромные общественные бани для элиты в мультфильме — явный признак капиталистического общества: это доказывает отсутствие у работников даже имени — остаётся лишь стоимость, и индивидуальность каждого рассчитывается деньгами. 

Кроме того, когда Юбаба берёт Тихиро на работу, она меняет её имя на Сэн, что в переводе с японского означает «тысяча». Так Тихиро получает работу и новую короткую кличку, забывая своё настоящее имя. Ей на помощь приходит Хаку — мальчик, который вместе со своим истинным именем позабыл и свою жизнь. Символическая значимость данного эпизода — в важности памяти, как личной, так и исторической. Без воспоминаний разум и душа человека погибают, а его жизнь теряет смысл.

Синтоизм в мультфильме 

Как мы уже говорили, огромное значение как для Миядзаки, так и для многих японцев имеет связь с духами. В начале «Унесённых призраками» семья теряется по пути к новому дому и попадает в мир потусторонних существ. Как только Тихиро и её родители съезжают с главной дороги на лесную тропинку, в кадре появляются деревянные ворота под названием «тории». 

Такие ворота у японцев носят священный характер и обозначают вход в синтоистское святилище — то есть, в мир многочисленных духов и божеств (ками), которые обитают в разных объектах окружающего мира: камнях, горах, реках, деревьях. Проезжая дальше, герои сталкиваются с множеством ритуальных статуй и фигур, да и сам лес становится намного гуще, зеленее, таинственнее. Синтоизм — традиционная японская религия, символические элементы которой распространяются на всё творчество Хаяо Миядзаки.

Стоит также отметить, что в оригинале (в дословном переводе с японского) название мультфильма звучит так: «Сэн и похищенная ками Тихиро». «Ками» в синтоизме обозначает духовную сущность, бога: так называют людей, зверей, птиц, камни, деревья, поля — любое явление природы, которое обладает исключительной силой, как положительной, так и отрицательной. В «Унесённых призраками» ками — это японские духи, которые, согласно поверьям, могут похищать и прятать душу человека много лет. Вот почему для Тихиро было так важно не забывать своё имя и сохранять память о прошлом.

Мания к чистоте и экоактивизму

Следующий символический мотив мультфильма — японская любовь к чистоте и развитый экоактивизм. Уборка и очищение пространства — «обряд», который в целом нередко встречается как в мультфильмах, так и в легендах и мифах. Однако Миядзаки использует подобный сюжет особенно часто — в «Унесённых призраками» Тихиро должна очистить очень грязную ванну в купальне духов, чтобы искупать зловонное безликое божество, которого считают духом помойки. Но после «тотальной мойки» оказывается, что под толщей мусора и грязи скрывается знаменитый Хозяин Рек, который в благодарность за хорошую работу вручает Тихиро волшебный пирожок. 

Символически данный эпизод посвящен вопросам экологии — наиболее насущной проблеме современного общества. Особую популярность в Японии экоактивизм приобрел после крупного скандала, связанного с внезапной эпидемией в 1956 году. Огромное количество людей и животных стало умирать от неизвестного заболевания, вызванного, как выяснилось позднее, неорганической ртутью, которую сливала в воду химическая компания «Chisso». Частички жидкого металла попадали в организм вместе с питьевой водой и морепродуктами, накапливались и поражали нервную систему людей и животных. Загрязнение прекратилось лишь спустя двенадцать лет, а пострадавшие японцы до сих добиваются поддержки и справедливого возмещения от государства. После столь крупного инцидента в Японии стали развиваться экоактивизм и разумное потребление, и одним из участников этих движений стал сам Миядзаки.

Тяга японцев к чистоте и порядку также обусловлена их религией, частично впитавшей древние, шаманистские обычаи. В синтоизме центральное место занимает ритуал духовного и телесного очищения (яп. «о-хараэ»), который помогает людям «смыть» с себя грехи и проступки для обновления души и тела. 

К слову, к великому очищению причисляется и персонаж Хаку — главный друг и помощник Тихиро в мультфильме, который, превратившись в дракона, сопровождается стаей маленьких бумажных фигурок. Прообраз таких фигурок — «хитогата» (с яп. — «кукла»), которую используют в подобных ритуалах очищения. В реальной жизни жрец собирает вырезанные человеческие фигурки-хитогаты с каждого из участников и бросает их в реку, избавляя людей от неудач и болезней. Хаку проходит через очищение, потому что он тоже не без греха: мальчику часто приходится красть и выполнять другие подлые задания от колдуньи Юбабы.

Мультфильм о детской проституции?

Что интересно, некоторые особо озабоченные аналитики выдвигали версию, что символическим подтекстом мультфильма является детская проституция. Гипотеза подкреплялась некоторыми, довольно странными, совпадениями — например, неоднозначным символом на входе в общественные бани.

湯 или ゆ («хирагана») — с японского переводится как «ю» — «горячая вода». Изучив данный символ, можно также выяснить, что 湯女 — «женщина горячей воды» — «юна», то есть «банщица». Некоторые японские юна в XIX веке зарабатывали проституцией, но лишь в тех общественных банях, где предлагались интимные услуги (а таких было не так много). Однако из-за того, что сенсация о банщицах-проститутках в своё время потрясла Японию, любые общественные бани стали называть борделями, а их работниц — девушками лёгкого поведения. 

Поэтому некоторые особо внимательные зрители, которые заметили этот нюанс, решили, что Миядзаки превратил Тихиро в юную проститутку. Однако режиссёр очень быстро развеял подобные догадки, заявив, что никакого сексуального подтекста в этот фильм не вкладывал. Японская Википедия гласит, что «ゆ» размещается на входе в общественные бани сэнто в значении «Добро пожаловать!», только и всего.

Что в итоге?

Хаяо Миядзаки — непростой режиссёр, который презирает банальность и предсказуемость в сюжете любого произведения. Без знания и понимания японской истории и культуры его мультфильмы могут показаться достаточно странными и парадоксальными не только для ребёнка, но и для взрослого зрителя. В «Унесённых призраками» режиссёр не только раскрывает культурные особенности и традиции японского народа, но и осуждает людей за необдуманные поступки и пороки, такие как чревоугодие, алчность, лень и зависть. 

View Comments (0)

Leave a Reply

Your email address will not be published.

© 2022 Четвертая стена. Все права сохранены

Обратно наверх