Сейчас вы читаете
От Миядзаки до запрета «Тетради смерти» Самая короткая история аниме

От Миядзаки до запрета «Тетради смерти» Самая короткая история аниме

Shares

Первые шаги Аниме в России (конец 90-х)

В конце девяностых аниме в России делало свои первые робкие шаги. Строго говоря, различные мультфильмы родом из Японии прокатывались ещё во времена СССР, но тогда эти показы не воспринимались как феномен. Частью российской культуры аниме начало становиться лишь в момент премьерного показа «Сейлор Мун». Видимо, на плечах этого сериала и лежит ответственность за создание стереотипного образа японской мультипликации как о произведениях, где школьницы с огромными глазами и в мини-юбках спасают мир. Чуть позже стали популярны «Покемоны» и куча-куча сопутствующих им материалов: от кэпсов (азартная игра, популярная в 90-х годах среди детей и подростков. — Прим. ред.) до одежды. Аниме закрепилось в русском сознании как мультики по телевизору, и как вся остальная мультипликация на постсоветском пространстве — была рассчитана лишь на детскую аудиторию.

Начало развития, формирование основы для субкультуры (начало 2000-х)

В первом десятилетии 2000-х аниме стало гораздо популярнее: на телеэкранах расцветал жанр сёнена, центральными темами которого были развитие главного героя и моральный выбор персонажей. Самыми яркими примерами можно выделить «Наруто», «Король-шаман», «Блич». Аниме того времени отличалось довольно строгой жанровой принадлежностью. В самой Японии даже считалось, что пресловутые «сёнены» — мультики исключительно для молодых юношей. Тем не менее, дети по всей стране вместе смотрели эти мультфильмы на одних телеканалах, приобретая основу для зарождения общих интересов и впечатлений.

Выделение в отдельную субкультуру (конец первого десятилетия 2000-х)

К концу первого десятилетия двухтысячных, особенно во втором, стало ясно, что аниме перестало быть в понимании массового зрителя просто мультфильмами из Японии. Оно породило целую субкультуру. Повсеместность доступа к интернету родила «бум» сообществ перевода и озвучки мультфильмов официально не показывающихся в России. Зрители перешли из телевизоров в интернет, где под влиянием целого нового мира разношёрстных произведений рухнули стереотипы об однотипности сюжетов аниме (сформировавшиеся в 90-х), сошла на нет жёсткая жанровость (ставшая привычной в 2000-х). Вместе с тем выросли и те, кто ещё детьми увлекался просмотром аниме. Явно обозначилась потребность в социализации, стали проводиться первые конвенции, фестивали, объединяющие зрителей аниме в единое сообщество, бурно развивался косплей и производство тематических товаров.

То, где мы сейчас

Аниме стало прокатываться в кинотеатрах. Этому поспособствовал успех «Твоего имени» Макото Синкая, дав дорогу, например, перевыпуску шедевров своего предшественника Хаяо Миядзаки в полном метре. Это событие наглядно отражает популярность аниме: оно даже вышло за рамки субкультуры и стало частью жизни общества. Интерес к японской мультипликации перестал стигматизироваться среди молодого поколения.

Однако сегодня, наряду с признанием и отказом от стереотипов, мы можем наблюдать и новые волны запретов: разговоры о вреде аниме от старшего поколения. Если проследить за историей, становятся ясны корни такого отношения. Несмотря на то, что в самой Японии аниме и манга появились как произведения, в большинстве своём ориентированные на подростков и молодых людей, а полнометражные шедевры и вовсе признаны классикой как для детей, так и для взрослых, у нас в СССР и России даже до прихода японской анимации мультфильмы всегда были исключительно досугом для детей. В этом обстоятельстве лежат причины того, почему аниме изначально выделилось в субкультуру: люди, смотрящие мультики в подростковом и тем более взрослом возрасте, сталкиваются с непониманием общества и ищут единомышленников. С другой же стороны, непривычная нацеленность произведений на более взрослую аудиторию пугает: поклонников заставляют отказаться от предпочтений, которые, по распространённому мнению, несут вред. Например, в России с 2021 года запрещено распространять популярное аниме «Тетрадь смерти».

История пути аниме в России позволяет нам осознать нынешние недопонимания как формы вечного конфликта поколений, где одни борются с непониманием, а другие — цепляются за привычное устройство мира. Попытки запретов, впрочем, сейчас выглядят уже как сражение с ветряными мельницами — японская мультипликация прочно вошла в жизнь общества, доказав, что мультфильмы бывают для совершенно разной аудитории и несут совершенно разные смыслы. В этом они прекрасны.

View Comments (0)

Leave a Reply

Your email address will not be published.

© 2022 Четвертая стена. Все права сохранены

Обратно наверх