Сейчас вы читаете
О матерях, безграничной любви к своим детям и важности корней В феврале выходит фильм «Параллельные матери» Педро Альмодовара. Он очень запутанный, но важный. Объясняем, почему его стоит посмотреть и родителям (особенно мамам), и их детям

О матерях, безграничной любви к своим детям и важности корней В феврале выходит фильм «Параллельные матери» Педро Альмодовара. Он очень запутанный, но важный. Объясняем, почему его стоит посмотреть и родителям (особенно мамам), и их детям

Shares

3 февраля в России выходит фильм открытия 78-го Венецианского фестиваля «Параллельные матери» испанского режиссёра Педро Альмодовара. Это неклассическая драма о двух матерях, жизни которых действительно стали «параллельны». «Четвёртая стена» рассказывает, почему этот фильм вовсе не о счастье материнства или ненависти к своему ребенку, а об очень разной любви. Осторожно, спойлеры!

Читать новости без спама можно в нашем телеграм-канале. Вам — кино, а нам приятно ❤️

Педро Альмодовар снимает картины о непростых судьбах матерей и воспевает сильных женщин — «Всё о моей матери», «Возвращение», «Джульетта». Любопытно, что образ матери у режиссёра неразрывен с образами дочери и жены. Тема внутрисемейных связей всегда была важна в работах мэтра. Его новая кинолента «Параллельные матери» не стала исключением.

Дженис (Пенелопа Крус), успешный фотограф, и Ана (Милена Смит), 17-летний подросток, сталкиваются в родильном отделении. Обе девушки одиноки, обе беременны и обе этого не планировали. Дженис давно мечтала о ребёнке и ждёт его с нетерпением, Ана же морально не готова стать матерью. Такая случайная встреча оборачивается тесной связью: теперь они будут вместе навсегда, хотя изначально просто обменялись телефонами.

«Параллельные матери» — Вольга

По синопсису кажется, что это заурядная мелодрама в духе американского сериала «В поисках Лори» или российского «У вас будет ребёнок». Такая драма о воспитании про разные социальные классы, противоречивое отношение к беременности, неравноценное будущее для детей. Разница между Дженис и Аной, напротив, лишь объединит их.

Альмадовар даёт такой комментарий: «Ситуация Дженис — самая сложная из всех, которые случались с созданными мною героями. Сюжет фильма настолько оригинальный и неоднозначный, что мне трудно было предложить Пенелопе какой-то пример из реальной жизни». Страсти в испанском фильме накаляются, когда Дженис узнаёт, что Сесилия не является её биологической дочерью. Две мамы позже встретятся: Дженис с дочкой Сесилией, а Ана — без дочери, которая недавно умерла. Фотограф втайне делает генетический тест и понимает, что Ана — родная мать Сесилии, а значит, их детей перепутали в роддоме, и настоящая дочка Дженис умерла. Теперь Дженис нужно принять не только гибель своего ребёнка, но и метафорическую смерть Сесилии — ведь она должна вернуться к своей родной матери.

Позволим себе ироничное замечание, что российским зрителям такая история может показаться более знакомой и реальной, чем остальным: главные героини картины — женщины с тяжёлой судьбой. Так негласно обозначают продюсеры телеканала «Россия-1» всех женских персонажей в своих сериалах. Но в отличие от российских создателей, Альмодовар фокусируется на светлых внутренних чувствах, которые помогают героиням справиться с трудностями.

«Параллельные матери» — Вольга

Испанец не рассказывает о тяжестях жизни матерей-одиночек, ранней беременности и послеродовой депрессии. Он не затрагивает типичные феминистские темы об изменчивости женского тела после родов или непринятии собственного малыша. При этом режиссёр не прославляет материнство как истинное счастье. Альмодовар удивительным образом избегает разговоров о телесности и негативном опыте, однако и не отрицает, что проблемы существуют. История «параллельных матерей» — лишь контекст, созданный не для разговора о материнстве, а для привлечения внимания к чувственному: любви и внутреннему свету, который может излучать каждый.

На некоторое время Дженис и Ана переходят к физической близости: занимаются сексом, целуются, живут как пара. Хотя репрезентация ЛГБТ-сообщества всегда была важна для режиссёра, речь здесь не о ней. Это не лесбийская любовь, а нехватка обычной человеческой теплоты, которых они обе лишились из-за свалившихся на них проблем. Дженис всегда одна стойко переживала невзгоды, росла без отца, воспитывалась бабушкой, Ана же не знала материнской любви. Долгие годы они надеялись только на себя, поэтому на пару эпизодов их романтические отношения становятся проявлением глубокой эмоциональной связи.

«Параллельные матери» — Вольга

Сцены наполнены излюбленным Альмадовором насыщенным красным цветом с большим количеством деталей на заднем плане. Они дают возможность внимательно рассмотреть антураж и узнать, чем живут герои, пока мы ждём тревожных известий. Атмосфере способствует напряжённая музыка композитора Альберто Иглесиаса, словно писавшего саундтрек для Хичкока. Струны скрипки натягиваются всё сильнее, саспенс увеличивается и в какой-то момент кажется, что Дженис вот-вот схватит нож, замахнётся на Ану и всё происходящее превратится в нуар. Однако это не гротескная драма, а реальная жизнь, поэтому Дженис не убивает Ану, не сходит с ума, а смиренно принимает, что подруга заберёт её ребёнка. И Дженис считает это правильным. Вот она — безграничная любовь, исходящая от героини Крус. Ей всё равно, кого любить, как и Ане, — ведь она не охладела к Аните (умершей дочке Аны) после её смерти. Дженис — олицетворение человеческой теплоты, а Ана — человека, который был лишён материнской любви, но готов дать её своему ребёнку, получая её и сама.

Ану и правда не долюбили — её мать оставила малютку в детстве, потому что карьера актрисы и театральный успех были для неё на первом месте. Альмодовар не осуждает это, а лишь показывает ещё одну сторону материнства: желание работать и не забывать про себя. Всё же рано или поздно все приходят к тому, что любят своего ребёнка и нуждаются в нём, — даже мама Аны, как бы тяжело ей ни было. Более того, лейтмотив «работающей матери» проходит через весь фильм. Дженис почти сразу же после рождения дочери возвращается к фотографии, потому что не может сидеть без дела, Ана выходит на работу официанткой.

«Параллельные матери» — Вольга

Важная тема для «Параллельных матерей» — всеобщая национальная безотцовщина. Дженис ищет согласие на вскрытие братских могил у государства, где захоронены жертвы террора франкистов: она обещала бабушке, что похоронит останки прадеда со всеми почестями. Между Дженис и Аной происходит эмоциональный диалог, где зритель понимает, — девушка не имеет никакой духовной связи со своей семьёй и даже не понимает, что это значит. Но Дженис дарит ей это чувство, как и материнскую заботу в родильном отделении в начале фильма. О любви, особенно материнской, как оказалось, можно говорить совсем по-разному — такова главная режиссёрская находка «Параллельных матерей».

Для Дженис важно выразить уважение к своей семье, не забывать о корнях. И Ана учится принимать это: приводит на раскопки могил уже повзрослевшую Сесилию — новое поколение, которое будет помнить важные семейные события. Режиссёр прямо говорит об ужасах гражданской войны в Испании, не боясь политических высказываний. Последний кадр, где останки подняты, а герои ложатся в те же позы, в которых были найдены трупы их родственников, причисляет фильм к настоящему современному искусству с духом арт-активизма.

Pros
Cons
View Comments (0)

Leave a Reply

Your email address will not be published.

© 2022 Четвертая стена. Все права сохранены

Обратно наверх