«Россия-Одиссея» — киноальманах Александра Ханта, который состоит из фильмов молодых документалистов, рассказывающих о неизведанных местах нашей страны. Этот проект, по сути, небольшая зарисовка из жизни обычных россиян. В альманахе есть фильмы и о пожаре в Якутии, и о волонтёрах, и о цене медали на Паралимпиаде. «Четвёртая стена» поговорила с одним из участников проекта Кириллом Верхозиным. Он снял фильм о двух художниках-велосипедистах, которые отправляются в путь по Старотагильскому тракту, чтобы объект появился на гугл-картах.
— Когда для вас началась Одиссея по России?
— Вообще, я слежу за различными проектами, связанными с документальным кино, где можно реализовать какие-то свои идеи. Нужно постоянно искать себе соучастников. Я увидел у Саши Ханта (руководитель проекта — Прим. ред.) этот конкурс. С руководителем я был немного знаком и до этого: мы встречались в Екатеринбурге, когда он снимал фильм «Межсезонье» (фильм выйдет в 2022 году — Прим. ред.). Понял, что это классные ребята, снимают классные фильмы — почему бы с ними не повзаимодействовать?
— Как вы придумали идею для фильма?
— Когда я уже попал в проект, мне объяснили, что концептуально это должно быть открытие России с новой стороны. Сразу появилась мысль воплотить какие-то свои задумки, ведь жизнь режиссёра — это всегда поиск команды, поиск возможностей и реализации. В сумме идей было около десяти.
— И как же вы остановились на одной?
— Изначально история была о гугл-картах. В них можно посмотреть какие-то места по всему миру, и мне было интересно исследовать это с точки зрения искусства. Сейчас, если какого-то региона нет в онлайне, то для значительной части населения его нет и в реальной жизни. А когда там проедет человек, который снимет окрестности на камеру — он нанесёт это на карту мира. Этот «Гугломобиль» создаёт некий слепок во времени, который остаётся навсегда. В больших городах с каждым годом снимки быстро меняются, поэтому очень интересно путешествовать таким образом не только во времени, но и в пространстве. Вот я и сказал: «Давайте снимем про человека, который создаёт Россию!». Это был некий абстрактный концепт, и ребята из проекта его оценили.
— Как в этой истории появились художники?
— У меня есть друзья из Нижнего Тагила — современные художники, с которыми я знаком уже давно. Они сказали, что хотят сделать велопутешествие из Екатеринбурга в Нижний Тагил, и я понял, что идея очень подходит для моего фильма. Это очень классные ребята: даже если просто включить камеру и снимать их без сценария — уже будет интересно. В итоге получился некий летний роуд-трип, в котором каждый сможет найти свои смыслы.
— Сейчас такие проекты как «Россия-Одиссея» создают ощущение того, что российское документальное и художественное кино начинает уходить в регионы. Как вы относитесь к этой тенденции?
— Возможно, это повод найти что-то новое и необычное. Москва всё-таки довольно уютный, благоустроенный город, который словно зажат в рамках, и из-за этого здесь ты чувствуешь себя обывателем. Вот этот тоталитарный глаз государства не даёт свободы, поэтому очень хочется найти какую-то «дикую» культуру. Вообще, мне не нравится слово «регионы», но именно там есть жизнь, и это даёт больше творческих возможностей. В столице моим героям было бы тесно, а тут они могут делать всё, что только захотят.
— Если говорить с режиссёрской точки зрения, почему вам оказалась интересна работа в регионе?
— Я просто сам родился и вырос в маленьком городе Шадринск, и всю свою жизнь я жил и чувствовал себя супер-провинциалом. Из-за этого мне всегда было интересно изучать отдалённые места и рассказывать про них. После этого я жил в Екатеринбурге, но там это ощущение проявлялось по-другому, ведь это город, имеющий культурную мощь, и здесь тоже всегда была тенденция противопоставления столице. У меня есть фильм «Немосква». Он как раз рассказывает про регионы, а именно — про путешествие из Москвы во Владивосток на поезде, где всё это связано с современным искусством. Ну и вообще, для меня эта история с провинциальным кино, прежде всего, связана с детством и чувством ностальгии по отношению к нему.
— Будем честны, снимать в регионах довольно сложно. Подтвердил ли это ваш опыт?
— На самом деле, во время самого процесса никаких особых инцидентов не было, но сейчас я вспоминаю одну интересную историю. В начале фильма мы показывали дом, где как раз и живут эти художники — своего рода арт-общежитие. Через месяц после съёмок этот дом полностью сгорел, и всё находившееся там искусство было уничтожено. Так, что все кадры этого дома и расположенных там картин уже никогда не получится восстановить или повторить.
— Как путешествие до Екатеринбурга могло повлиять на главных героев?
— Я думаю, что для них это один шаг из огромной дороги по развитию искусства Урала, и это путешествие — часть их философии, важная ступень в становлении их творчества.