Сейчас вы читаете
Диана, которую тошнит от короны Все обсуждают «Спенсер» — фильм про принцессу Уэльскую с Кристен Стюарт. Его обвиняют в поверхностности, мы — тоже

Диана, которую тошнит от короны Все обсуждают «Спенсер» — фильм про принцессу Уэльскую с Кристен Стюарт. Его обвиняют в поверхностности, мы — тоже

Shares

Прошла уже почти четверть века после смерти леди Ди, но её популярность до сих пор не угасла. В прокат вышла новая картина о принцессе Уэльской — экранизированная история Пабло Лорраина о выживании Дианы в королевском дворце под Рождество. С одной стороны, перед зрителем предстает привычный образ добродетельной принцессы Дианы, с другой — нервозная женщина, которую в буквальном смысле «тошнит» от ритуалов британской монархии. «Четвертая стена» посмотрела фильм и вынесла свой вердикт — лучше бы принцессу Диану никто не трогал.

Читать новости без спама можно в нашем телеграм-канале. Вам — кино, а нам приятно ❤️

Военный транспорт, который доставляет еду в поместье, якобы «весёлая» традиция взвешивать членов королевской семьи в знак того, чтобы узнать «успешно» ли прошли праздники, выбранная кем-то одежда — всё это очевидный триггер для Дианы и её расстройства. Булимия — лакмусовая бумажка её отношений с супругом, но эта жертва не столько самому принцу Чарльзу, сколько короне.

Леди Ди сотворила эпоху и тем самым установила новый стандарт женской славы. Она видела счастьем помощь другим людям и использовала своё положение для решения социальных проблем: поддерживала онкобольных детей, меняла отношение британцев к СПИДу и ВИЧ. Диана стала первым членом королевской семьи, кто поддержал кампанию по борьбе с противопехотными минами. Ещё больше о принцессе Диане стали говорить после её смерти. Она стала третьей в рейтинге 100 величайших британцев по версии зрителей BBC, обогнав 11 других представителей короны, а журнал TIME включил её в список самых влиятельных персон XX века.

«Спенсер» — NEON

На экране же Диана выглядит не так вдохновляюще. Она, напротив, подавлена и задушена. Лихорадочное заламывание рук, неуклюжие позы. У Кристен Стюарт, сыгравшей Диану, как и у принцессы, есть аура застенчивости, которая нравится камере. Однако в кадре эта стеснительность и потерянные взгляды порой доходят до излишней театральности, отсылающей зрителя к «сумеречному» шлейфу актрисы. Желаемый трагический образ получился, хотя Стюарт ходит на грани хорошего вкуса.

Диану душит одежда: наряды, которыми восхищались так много людей, представлены ​​как еще один аспект её «плена». За героиней постоянно наблюдают, она никогда не бывает одна, хотя и находится в полной изоляции от всего накрахмаленного семейства, приспешников и СМИ. Диана стремится взять всё под собственный контроль, но безуспешно. Как следствие, порождённый страхом рвотный рефлекс, по сути, — её протест. Проглатывая жемчужины в супе одну за одной, Диана давится и тем самым демонстрирует сопротивление — несогласие с режимом, который в прямом смысле слова встал поперёк горла. А потом убегает, чтобы в уборной извлечь из себя подаренный мужем жемчуг. Воистину кошмарная сцена.

Супруг говорит Диане, что у королевских особ должно быть два лица: «Одно настоящее, а другое фотографируют». Возможно, поэтому шторы в поместье плотно зашиты. Но даже спрятавшись от папарацци, домочадцы не общаются. А, может, им нечего сказать друг другу?

«Спенсер» — NEON

Но, несмотря на это, режиссёра вряд ли интересует, о чём говорят герои — в лучших сценах фильма все молчат. Однако не одной Диане не нравится быть в сборище людей, не разговаривающих друг с другом. Под обёрткой королевского очарования скрываются несчастные персоны, никто из которых не живёт своей жизнью. Они одинаково несчастны — режиссёр и не пытается изобразить характеры каждого члена титулованной семьи. Глазами принцессы режиссёр воссоздает неуютную картинку вроде бы самой благополучной семьи Британии.

Их лицемерие также вызывает у принцессы самоиндуцированную рвоту. Булимия становится метафорой отказа от лжи и от всей той боли, которую причинили героине Виндзоры за долгие годы. Это расстройство изображено в картине как принуждение или единственный способ в прямом смысле вытолкать из себя беспокойство.
Диана расслабляется только в компании сыновей Гарри и Уильяма. Именно эти сцены вновь сталкивают нас с той стороной принцессы Уэльской, которой та была повёрнута к общественности: застенчивая улыбка и желание помочь. «Есть люди, наделённые неоспоримой проницательной энергией <…> такой же случайной и обезоруживающей, как они сами. Диана заставляла всех чувствовать себя сопровождаемым этим светом, и все, чего она хотела, — получать его обратно», — отметила Кристен Стюарт (сообщает Insider).

В фильме этот свет лишь изредка озаряет её лицо. Действие происходит в момент, когда Диана с Чарльзом уже охладели друг к другу. Но Виндзорам было необходимо разыгрывать пантомиму семейного счастья. Диана и другие титулованные особы олицетворяют идею, ради которой на протяжении веков люди готовы были умирать. Героиня просит своего мужа (пока ещё мужа) не заставлять их сына стрелять в фазанов. Однако архаичные устои продолжают калечить людей, и вот Диана уже бежит по полю, закрывает своей грудью тех самых птиц и просит сыновей уехать с ней.

«Спенсер» — NEON

Авторы не задумываются над мотивами принцессы. Невозможность терпеть удушающие рамки, изоляцию и молчаливое семейство — это всё? Не кажется ли это преувеличенным? Будто авторы пытаются убедить сами себя, что у леди Ди были только такие причины. Что касается ритуальности, Диана — аристократка от рождения, вряд ли её ещё с детства не загнали в рамки манер и этикета. Трагедия Дианы намного глубже. Режиссёр лишь мельком показал личность разлучницы королевской пары, которой Чарльз дарит ожерелье, а затем нелепо вручает Диане точно такое же. Пожалуй, это не самый удачный пересказ событий тех лет, в котором не было необходимости. Своё творение автор именует «басней из реальной жизни». Чему учит эта басня — загадка.

Диана расстается с прошлым и королевской семьёй. Даже ради своих сыновей она не может больше сделать то, что сделали бы многие на её месте, — стиснуть зубы и пережить рождественские каникулы. Это оказывается не в её силах. Фильм — её сюрреалистический психологический портрет с элементами готического ужаса. Он изображает Диану на пике. «Спенсер» заканчивается без постскриптума, потому что нам не нужно знать, чем закончится история.

Pros
Cons
View Comments (0)

Leave a Reply

Your email address will not be published.

© 2022 Четвертая стена. Все права сохранены

Обратно наверх