Сейчас вы читаете
Спасибо, что воспели молодость, романтику и свободу. В Москве простились с режиссёром Сергеем Соловьёвым Его «Асса» с песнями Виктора Цоя и группы «Браво» нужно посмотреть хотя бы раз

Спасибо, что воспели молодость, романтику и свободу. В Москве простились с режиссёром Сергеем Соловьёвым Его «Асса» с песнями Виктора Цоя и группы «Браво» нужно посмотреть хотя бы раз

Shares

13 декабря 2021 года умер советский и российский режиссёр Сергей Соловьёв. Ему было 77 лет, причина смерти — сердечный приступ. Это он снял культовую «Асса» — фильм о свободе, искренности, безрассудности, который стала манифестом молодёжи. Таковым фильм нам кажется до сих пор: молодость не может устареть. «Четвёртая стена» чтит память Соловьёва и рассуждает о том, почему его культовые киноленты стоит посмотреть даже спустя более 30-ти лет после премьеры.

Читать новости без спама можно в нашем телеграм-канале. Вам — кино, а нам приятно ❤️

Кем был Соловьёв?

В детстве Соловьёв мечтал служить офицером на подводной лодке, но, посмотрев фильм Михаила Калатозова «Летят журавли», твёрдо решил, что будет снимать собственные фильмы. Он окончил ВГИК с отличием, пробовался в качестве театрального постановщика и, в конце концов, взял в руки камеру. Молодёжная драма «Сто дней после детства» (1975) стала для режиссёра знаковой. Этой работой он открыл новую тему в своем творчестве — взросление человеческой личности. После эту проблему поднимали картины «Спасатель» (1980), «Наследница по прямой» (1982), а также экранизация повести Бориса Ряховского «Чужая Белая и Рябой» (1986).

В 1987 году Соловьёв выпустил свой самый известный фильм «Асса», который быстро стал культовой картиной для представителей молодёжной контркультуры 1980–1990-х годов. Это было обусловлено не только актуальным сюжетом и узнаваемыми героями, но и наличием в саундтреке множества отечественных рок-групп, в том числе легендарных «Кино», «Браво» и «Аквариума».

Несмотря на успехи в кинопроизводстве, режиссёр славился весьма противоречивой репутацией: его можно было бы назвать российским Хичкоком, который отличался своими сексистскими взглядами и грубым отношением к женщинам на киноплощадке. Однако творческий путь человека и его личная жизнь не должны смешиваться и кривить взгляд любителей кинематографа. Всё-таки мы, как зрители, не должны копаться в грязном белье человека: важными для нас выступают именно его фильмы. О них и будет идти речь.

Асса

Действие происходит зимой в Крыму середины 1980-х, юный музыкант влюбляется в молодую любовницу бандита. Вечно молодой фильм

«АССА» — Искусство кино

Ступивши на новую землю, Ной воскликнул: «Асса!» — эта фраза звучит в первые секунды фильма. Религиозная отсылка в начале фильма будто намекает, что фильм не такой, как все, и только сошёл с небес на землю. Таким фильм и получился: свежим, авангардным и непонятным многим зрителям.

В отличие от других фильмов, в «Ассе» Сергей Соловьёв делает акцент на диегетическом звуке: что концерт Цоя, что включаемый проигрыватель, что выступления мальчика-Бананана — всё это звук изнутри фильма, не накладываемый сверху как фон. Не используя пропагандистские приёмы и мотивы, режиссёр вовлекает зрителя в пространство искренности и «настоящего» вкупе с обобщающими образами молодой медсестры Алики и певца в ресторане — мальчика-Бананана. «Асса» — запечатлённый момент бандитского периода, значимого для истории России. Более того, запечатлеть он сумел и «дух» времени, пропитанный музыкой групп, только вышедших из андеграунда: «Асса» полностью основан на композициях «Аквариума», «Браво» и «Кино». Именно отражение того «искреннего» и «настоящего» — главная причина для просмотра фильма как образца запечатлённого периода истории.

«Асса» представляет совершенно новое явление как для прошлого, так и для настоящего: в центре сюжета не деятельный человек, а бездельник и романтик, называющий себя «мальчиком Банананом». Он музыкант и ценит свободу больше жизни. Бананан, по сути, и есть отражение свободы и остаётся таковой, даже встретившись со смертью. Кино, толкающее на размышления о свободе и любви, не может быть лишним к просмотру, да и снято оно красиво: умелая игра с цветокором, (переливающиеся голубо-синие кадры в ярко-красные, зелёные сцены), множество отсылок к истории и литературной классике и, конечно, игра актёров, которым хочется верить. Фильм длится почти 2.5 часа, но они точно стоят того.

Сто дней детства

Медленное размышление об ускользающем детстве и истинной человечности. Драма о жизни подростков в пионерском лагере

«Сто дней детства»

Кинокритик Т. О. Иенсен в своей подробной рецензии (журнал «Искусство кино») писала, что «фильм „Cто дней после детства“ мог быть просто летней историей с юношеской любовью, но авторы А. Александров и С. Соловьёв поставили себе иную задачу — их интересует чувство, движение чувства, стихия чувства». Пожалуй, более точного описания этого фильма придумать нельзя. «Сто дней после детства» откликается в душе, особенно у тех, кто успел побывать в пионерском лагере: ностальгия, детство, лето, отражённые в мягких цветах плёнки, — что может быть трепетнее?

Фильм, действительно, можно трактовать как рефлексию «стихии чувства». Здесь и говорящее название: 100 дней лета, окунувшись в которое дети начинают взрослеть и открывать для себя новые явления жизни. Здесь и первая любовь, и настоящая дружба, и ответственность за свои поступки. У ребят есть свой спутник — вожатый детской группы Серёжа, скульптор по профессии. Он и начинает приобщать детей к искусству: прививает им любовь к литературе, в особенности к Лермонтову, ставит с ними театральную постановку, рассказывает про улыбку Джоконды. А ещё — рассуждает о натуре человека, сравнивая его с материалом для скульптуры. «Сто лет после детства» — это большое размышление о первооснове чувства, о его «движении».

Режиссёр, как и в «Ассе», так и в «Ста днях после детства» разбивает сюжет на акты и действия. Приём так называемого «фильма в фильме»: то ли для создания обрывистого нарратива, то ли для нарушения реальности. Однако и то, и другое подчёркивает попытку режиссёра поймать «неуловимое», что-то более возвышенное, скрытое в этом пионерском лагере. Сам лагерь мыслится обособленным от остального мира: неизвестно, где он находится, какой город рядом, откуда приехали дети. Виден лишь тот маленький мирок «в себе» без лишней шелухи и суеты.

Человек растёт на протяжении всей жизни, а фильм «Сто дней после детства» запечатлевает момент перехода от детства к взрослению — момент, который нельзя увидеть или услышать, но можно почувствовать. С уходом детства человек начинает воспитывать себя сам и потому так важно сохранить в человеке «человека», какие бы трудности на его пути ни встречались. Фильм стоит посмотреть, чтобы понять, как не потерять себя.

View Comments (0)

Leave a Reply

Your email address will not be published.

© 2022 Четвертая стена. Все права сохранены

Обратно наверх