Россию на «Оскаре» в номинации «Лучший иностранный фильм» представит социальная драма Киры Коваленко «Разжимая кулаки». Сама премия пройдёт в марте 2022 года, и уже скоро американская киноакадемия опубликует списки номинантов. В преддверии шорт-листов премии «Четвёртая стена» оценила потенциальных конкурентов российского фильма. Среди основных соперников — скандальное румынское «Безумное кино для взрослых» и французский «Титан».
Последние три года в номинации «Лучший иностранный фильм» выигрывали социально заряженные картины: драма о жизни семьи среднего класса в Мексике 70-х «Рома» (2018), южнокорейское драмеди о бедности «Паразиты» (2019) и экзистенциальная драма «Ещё по одной» об уставших от рутины мужчинах (2020). Можно предположить, что любовь к освещению социальных проблем кинофестиваль проявит и в этом году.
В этом русле Кира Коваленко вряд ли уступает своим конкурентам: её так же социально насыщенный фильм «Разжимая кулаки» резко и точно говорит о дискриминации женщин. [Учитывая, что в мире наверняка знают о том, как дискуссия об этом «развивается» в России — прим. ред.] Эта тема поднимается не только в заявке от нашей страны: все потенциальные номинанты стараются по-своему взглянуть на проблему. Пожалуй, самые скандальные фильмы о положении женщин в обществе заявили Франция и Румыния.
Конкурент №1: румынское «Безумное кино для взрослых»

Фильм «Безумное кино для взрослых» от румынского режиссёра Раду Жуде «берёт» зрителей своей смелостью в показе сексуальных сцен, за что считается «самым скандальным фильмом» этого года. В центре сюжета — простая учительница и её секс-видео, которое утекло в социальные сети и потрясло жизнь румынки. За табуированным интимом скрывается мрачное обращение к бытовой и социальной реальности современной Румынии — нищете, конфликтам и зажимам менталитета, не позволяющим стране процветать. Режиссёра хочется отдельно поблагодарить за умелое обращение с характерными чертами нео-реализма, которые позволяют разглядеть среди кричащих сексуальных сцен тоскливый облик бытовой реалии — укутавшись цифровой паутиной человек забыл, где находится.
Конкурент №2: французский «Титан»

Ещё более смелые, чем у Раду Жуде, «кричащие» сцены с сексуальным контентом, присутствуют в фильме «Титан» французской режиссёрки Жюлии Дюкурно. Сюжет фильма такой же громкий: женщина-убийца забеременела от автомобиля. «Титан» претендует на оригинальность, смело демонстрируя большое количество жестоких и эротических сцен — правда, изображением сексуальности привередливого зрителя современного кино уже не удивить. Однако и в этой картине есть свои находки, например, эволюционировавший «female-gaze». Дюкурно создаёт образ женщины вне деления на «мужское» и «женское» и не объективирует её. Более того, фильм высмеивает стандарты изображения женской сексуальности, типичные для «мужского кино» — Жюлии Дюкурно удаётся ловко обыграть стереотипы в свою пользу.
Конкурент №3: немецкий «Я создан для тебя»

На другом полюсе разговора о женственности и отношениях находятся немецкая режиссёрка Мария Шрадер и её фильм «Я создан для тебя». Этот ромком об отношениях живой девушки и идеального робота показывает человечность в мире технологий, без грубого или скандального контента. Фильм не вызывает внутреннего диссонанса или шока, как «Титан» или «Безумное кино для взрослых» — этим немка отличается от своих конкурентов. И всё же работа привлекает зрителя к диалогу благодаря открытому финалу, разрешая «додумать» то, что осталось за кадром.
Конкурент №4: исландский «Агнец». Первый фильм в этом тексте не о феминизме

Далёким айсбергом в море феминистской повестки становятся проблемы экологии: к зову природы прислушивается исландский режиссёр Вальдимар Йоханнсон в своём фильме «Агнец». Действующие лица — бездетная пара фермеров в туманной исландской глуши. Однажды одна из их овец приносит загадочное существо, которое супруги забирают в дом и решают растить как собственного ребёнка. Режиссёр работает с колоритом и сеттингом, создавая эффект отчуждённости от внешнего мира — зрителя погружают в действие и концентрируют его внимание на происходящем, убирая всё «лишнее». Кроме того, само название фильма и имена главных персонажей отсылают к Библии и открывают двери для интерпретации фильма с религиозной точки зрения.
В эпоху автора значимость культуры или искусства определяет реакция зрителя на увиденное. Другими словами, главное, чтобы произведение вызвало дискуссию, а вопросы формального кино, например, «как снято?», теперь уходят на второй план. Потенциальные номинанты на «Оскар» доказывают, что сегодня фильмы — это цельные по смыслу социальные высказывания. Только некоторые картины провоцируют зрителей благодаря «скандальности», а другие спокойно обходятся и без неё.
Готова ли киноакадемия к тихой Кире Коваленко?
Фильм Киры Коваленко — скандал? Да, подобный внутренней истерике — тихий и подавленный. В центре внимания режиссёра не кричащая сексуальность, а чётко обозначенная проблема российского общества — дискриминация женщин. В отличие от «Титана», женщина в «Разжимая кулаки» не гротескная фигура, которая выглядывает за пределы «мужского» и «женского» — героиня Коваленко находится гораздо глубже тематически, в самом апогее дискуссии, к которой обращаются и румынское «Безумное кино», и французский «Титан».

«Разжимая кулаки» не пропитан грубой сексуальностью, но всё равно вызывает напряжение при просмотре. Этот фильм — тонкая работа Коваленко с жестикуляцией и телесностью героев, которым приходится то сжимать, то разжимать кулаки. В то же время это и романтическая зарисовка, в которой нет бесконечных диалогов и авторских объяснений, как, например, в «Безумном кино для взрослых» или «Я был создан для тебя». Уже за счёт пространства, в которое погружены герои, кинолента говорит о невыразимых истинах.
Коваленко ловко обращается с колоритом фильма, раскрашивая пейзажи то в песочно-коричневые, то в ярко-красные цвета, вызывая диссонанс восприятия и дискомфорт у зрителя. «Разжимая кулаки» говорит со зрителем о важном, но в тишине, без фонового шума.
Буквально через четыре месяца мы узнаем, чему жюри кинофестиваля отдадут предпочтение — скандальному или тихому «разговору». Однако на вопрос: «Есть ли шанс у российской заявки на премии „Оскар“?» можно уверенно ответить: есть. Фильм, снятый Коваленко, не только по-хорошему социален, но и открыт к диалогу. Только в нём непременно придётся разжать кулаки.