Сейчас вы читаете
Сильные, но зависимые Как «Хищные птицы» пытались сломать стереотип о слабых женщинах, но у них ничего не вышло

Сильные, но зависимые Как «Хищные птицы» пытались сломать стереотип о слабых женщинах, но у них ничего не вышло

Shares

Харли Квинн рассталась с Джокером, и против неё ополчился весь криминальный Готэм, который хочет возмездия над клоунессой за её старые делишки. Больше всех этого хочет Роман Сайонис. В тоже время он охотится за бриллиантом, украденным школьницей Кассандрой Кейн. А Харли приходится учиться жить без покровительства Принца Преступного мира и достать этот бриллиант Роману взамен на свою жизнь.

С первых минут и до середины фильм отсылает к традиционным ромкомам в стиле «16 свечей» и «Красотка», моментально перечёркивая изначальную идею о женском персонаже как о самостоятельной личности: Харли Квинн страдает от расставания со своим возлюбленным, напивается в барах до беспамятства, отрезает себе волосы, заедает горе мороженым. Одним словом, она не представляет своей жизни без Джокера, она — не Харли Квинн, она — никто, лишь та самая подружка Джокера без собственного «я», которая не может обрести самоидентичность.

Странно говорить об эмансипации женского образа (оригинальное название картины звучит как «Хищные птицы и фантастическая эмансипация Харли Квинн»), который, во-первых, никогда к этому не стремился, отчего затея стать резко независимой выглядит наигранной. Во-вторых, героиня показана как штампованная «горячая штучка» в коротких сексуальных нарядах, а этим авторы отгоняют от себя сторонников феминизма. В-третьих, переживает любовный кризис самым стереотипном способом, навязанным нам со временем «Бриджит Джонс», где главное в жизни девушки — отношения с молодым человеком. Авторами используется элемент «шаблонности» героини для привлечения большого количества молодых девушек для просмотра фильма, где многие могут узнать себя. Но в итоге это вызывает лишь раздражение, нежели сближение и искреннего переживание за персонажа.

Фильм, рассчитанный в основном на женскую аудиторию, доказывает в лоб, что девушка без парня тоже имеет право на собственную индивидуальность и автономность в патриархальном мире. Однако, делает это неумело — не Джокер виноват в стёртой личности Харлин Квинзель, а сама героиня. Харли имеет докторскую степень в области психиатрии, что говорит о её высоком интеллекте, и нам не раз продемонстрируют её знания в фильме. Но именно она по истории комиксов соглашается быть тенью Джокера, самостоятельно отказываясь от своей независимости.

В фильме даже есть эпизод, где Харли говорит: «Роль Арлекина — прислуживать своему Господину, он лишь пустое место без него», как бы намекая этой фразой на саму себя (Арлекин = Harlequin). Эта сцена немного напоминает кусочек авторского фильма, показывает всю трагичность личностной ситуации, где девушка, потеряла себя из-за вскружившей ей голову любви. Но режиссёр опускает всё до уровня «поп-жвачки», другими словами, низшей массовой культуры, намеренно скрывая деталь, что Харли сама виновата в своём текущем статусе, и обвиняя во всем Принца Преступного мира: создатели убирают драматичность и всё сводят к простому смыслу — «мужики-козлы».

Действие фильма происходит в Готэме, а на деле: то ли в Нью-Йорке, то ли в Лос-Анджелесе. Этот Готэм-сити сильно отличается от привычного всем города, который многие могли увидеть в трилогии о Бэтмене или в новом «Джокере». Готэм Харли Квинн лишён мрачности, промозглости, готичности, потаённых углов и ужасающих улиц. Он настолько не аутентичный, что больше смахивает на обычный американский мегаполис, где кучка мультяшных персонажей в клоунских костюмах гонятся друг за другом с битами, словно они избежали из соседнего цирка. Мы видим как жители в солнечную погоду (что жутко странно для Готэма) едят в кафешках китайскую еду, ходят в продуктовые гипермаркеты или гуляют по авеню. И когда во всю эту идиллию вмешиваются герои преступного мира из комиксов возникает диссонанс и ощущение постановки происходящего, как будто те самые ребята из соседнего цирка репетируют своё выступление — до такой степени неправдоподобно изображён Готэм-сити.

«Хищные птицы» чем-то похожи на «Дэдпула» от Marvel, который тоже «ломает четвёртую стену»: Харли обращается к зрителю закадровым голосом, комментирует происходящее, путается в событиях, забывает сцены и всё это сопровождается стикерами и яркими рисунками на экране. При просмотре зритель получает целый набор жанров: ромкомы; глупая комедия с туалетным юмором, где вместо шуток про члены будут шутки про грудь; простота и схематичность сюжета как в типичном масскульте; супергероика и намёки на авторское кино. Вроде бы зритель уже начинает ужасаться от предстоящей сцены публичного изнасилования в клубе Чёрной Маски, осознавая, насколько всё-таки больной персонаж Макгрегора по имени Роман Сайонис. Но его тут же окунают в неоновый девичник Харли и её подружек, превращая всё это в нелепую комедию блёсток, и напрочь заставляя забыть зрителя этот лёгкий парфюм авторского кино. Фильм «Хищные птицы» сам не понимает, какой структуры он придерживается, намекая этим на несерьёзность и сумасбродность главной героини. И, видимо, рассчитывает на всестороннюю аудиторию, который понравится хотя бы один из стилей фильма. Однако, такой приём лишь ломает все представления о картине, потому что до конца непонятно, что и о ком рассказывается зрителю: это личная история становления новой Харли Квинн или фильм про банду супергероинь?

Как уже написано выше, название «Хищные птицы» подразумевает под собой повествование про множество персонажей, которые, по идее, должны собраться в женскую команду и бороться со злом (мужчинами). На деле выходит всё достаточно сумбурно — Харли спасает себя за счёт других, оставаясь к финалу всё той же эгоисткой, а одна из «птиц» вообще впервые видит остальных накануне итоговой битвы. Выходит, что никому эта команда особо-то и не нужна. При этом, режиссёр фильма всё ещё старается параллельно рассказывать историю Харли, куда влетают «птицы». Несмотря на дерзкий характер девушек и их самостоятельность, ярко видно, как они погрязли в мире мужчин и зависят от них. Харли от репутации Джокера, Канарейка (она — шофёр Романа, пытается защитить Кассандру) от Сайониса. Все раскрытые дела (против Романа) детектива Рене Монтойя приписывает себе её начальник. Важная сцена для фильма: Канарейка в облегающем платье поёт песню «It’s a Man’s Man’s Man’s World», пока Сайонис любуется ей как своим трофеем: ей нужна работа, но Роман правит этим городом, и она не может уйти от него.

Надо сказать, музыкальный ряд в «Хищных птицах» часто смыслово иллюстрирует картинку на экране, что является большим плюсом. А очередной минус — слишком в лоб даётся противостояние персонажей: «внешние» конфликты проговариваются самими же героями, а внутренние никто и не собирается скрывать. Зрителю даже не предоставляется возможность самому всё прояснить — ему приносят это на блюдечке.

Даже если мы отбросим всю эту игру в girlpower, то выходит довольно примитивный и нелогичный фильм с очень слабой драматургией. Фильм рассчитанный на массовую аудиторию, но так просто поданный в плане конфликтов и мотивации героев, что даже для самого ленивого представителя массовой аудитории ничего разжёвывать не приходится: сюжет донельзя упрощен, будто написан по шаблону. Изначально заявленная история «на подумать» (история о становлении сильного женского персонажа с намёком на феминизм), с претензией на глубокий посыл, на самом деле оборачивается обычным фильмом-аттракционом в яркой конфетной обёртке. И надо отдать должное — фильм, действительно, развлекает: красочными костюмами с пайетками, энергичными боевыми сценами, юмором, поп-музыкой и китчевым визуальным рядом. Пожалуй, это единственное, что есть в нём хорошего на фоне карикатурных персонажей, так и не изменившихся к финалу, и картонного сценария.

View Comments (0)

Leave a Reply

Your email address will not be published.

© 2022 Четвертая стена. Все права сохранены

Обратно наверх